четверг, января 17, 2008

Software Testing – Cost or Investment? Часть 2.

В предыдущей части я написал о том, при каких условиях тестирование можно считать инвестициями, если сервисная компания, выполняющая тестирование на заказ, продолжает сопровождать систему в течение достаточно продолжительного времени. Однако за кадром осталось рассмотрение ситуации, когда сопровождения нет, выполняется разовое тестирование -- может ли в этом случае тестирование рассматриваться как инвестиции?

Как весьма справедливо заметил в комментариях Евгений Пророк, значительную часть моих сентенций можно суммировать одним предложением -- обоим сторонам выгоднее заключить Service Level Agreement (SLA), чем заниматься "работорговлей". Да, это верно, но этого недостаточно. Заключение SLA вместо продажи FTE не превращает автоматически расходы в инвестиции. Потому что, по определению, инвестиции -- это долгосрочные вложения, целью которых является получение прибыли или увеличение активов в будущем. Заключение SLA в долгосрочном проекте можно интерпретировать как одну из форм инвестиций. Но ведь и в краткосрочном проекте тоже можно заключить SLA. Однако это было бы неправильно считать инвестированием, потому что никаких долгосрочных вложений в этом случае не делается.

Так что же, краткосрочные проекты -- это всегда чистый расход? Нет, нет, и ещё раз нет! Так может показаться только в том случае, если принимать в расчёт только финансовые активы. Однако современная экономическая наука трактует активы более широко. Например, в соответствии с концепцией сбалансированной системы показателей (balances score-card) следует рассматривать компанию с четырёх перспектив (групп показателей):

  1. "традиционная" финансовая,
  2. клиентская (лояльность клиентов, "популярность" и т.п.),
  3. внутренние процессы (зрелость, гибкость, инновационность и т.п.),
  4. персонал (развитие и рост).

Да, действительно, краткосрочные проекты практически не предоставляют возможностей для инвестирования в "финансовую" часть. Но при этом другие виды вложений отлично работают в долгосрочной перспективе! Повышайте лояльность клиентов и появятся долгосрочные проекты, зарабатывайте хорошую репутацию и придут новые клиенты, совершенствуйте внутренние процессы, предоставляйте людям возможности для профессионального роста и совершенствования -- это всё инвестиции, хотя и не финансовые.

Комментариев нет: